Перевозка и хранение заказов в температурном режиме в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Нижнем Новгороде

Задайте ваш вопрос в мессенджере
Получить бесплатную доставку

Интермодальные и мультимодальные перевозки грузов: особенности и отличия

Preview Image

Довольно часто, особенно при организации международных перевозок, требуется спланировать маршрут на дальние расстояния. Конечно же, если речь идет о нескольких тысячах километрах, то одним транспортом для перевозки груза не обойтись. Особенно если путь пролегает сначала по дорогам, а затем через море. Такие схемы перевозок, состоящие из нескольких типов транспорта, уже давно стали привычны для логистических компаний и поставщиков, их называют комбинированными. Исходя из названия, данный вид перевозок комбинирует несколько типов транспорта для оптимизации вашего маршрута. К примеру, ваш груз может начать путь в фуре, продолжить — в морском контейнере, а завершить — на поезде или даже самолёте. Для осуществления комбинированных перевозок используются два подхода: интермодальные и мультимодальные перевозки. Давайте разберемся, что они собой представляют, чем отличаются и когда применяются.

Что такое интермодальные и мультимодальные перевозки

Перед тем как разбирать отличия, давайте определимся, чем схожи данные виды комбинированных перевозок. Основное сходство заключается в том, что оба вида относятся к комбинированным перевозкам. Груз последовательно доставляется с использованием различных видов транспортных средств, при этом сам тип транспорта не важен — это может быть ЖД транспорт, морской, автомобильный. В обоих случаях груз будет доставлен "от двери до двери". При этом даже сам путь доставки может быть одинаковым. В чем же тогда отличия? Рассказываем далее.

Мультимодальные перевозки - плюсы и минусы

В мультимодальных перевозках за весь процесс доставки груза отвечает одна компания, называемая мультимодальным оператором. Этот оператор координирует все этапы перевозки, выстраивает оптимальный маршрут и сам заключает договора с субперевозчиками для каждого этапа пути. Сам владелец груза при этом заключает лишь один единственный договор с самим мультимодальным оператором. Дальше ответственность за сохранность на протяжении всего пути лежит только на нем.

Как это работает на практике:

  • Компания-перевозчик составляет оптимальный маршрут, учитывая пожелания заказчика.
  • Для каждого этапа маршрута нанимаются субперевозчики, и компания-перевозчик координирует все действия.
  • Вся документация оформляется по единому контракту, что упрощает процесс для клиента и снижает нагрузку на его бизнес.
  • После оформления договора и найма субперевозчиков начинается процесс комбинированной перевозки.

Плюсы мультимодальных перевозок

  • Ответственность за всю перевозку лежит на одной компании, а заказчик подписывает всего 1 договор. Как результат, процесс оформления проще, бюрократии меньше, а в случае порчи груза легче получить юридическую помощь.
  • Затраты по времени гораздо совсем небольшие, поскольку не нужно искать разных перевозчиков, за вас это сделает мультимодальный оператор.
  • Мультимодальный оператор сможет подобрать самый оптимизированный маршрут, в отличие от субперевозчика, ответственного лишь за конкретный участок пути.

Минусы мультимодальных перевозок

  • В мультимодальных перевозках у заказчика меньше гибкости. Из-за того, что работа осуществляется только с одним оператором, изменения маршрута могут быть сложными, особенно если нужно адаптировать доставку под непредвиденные обстоятельства.
  • Стоимость такой перевозки выйдет немалой. Мультимодальные операторы ищут субперевозчиков среди доверенных компаний, а их цены за доставку могут быть выше рыночных.
Интермодальные и мультимодальные перевозки

Интермодальные перевозки - плюсы и минусы

Интермодальные перевозки — это самостоятельный найм отдельных перевозчиков для каждого этапа доставки груза. Договор заключается отдельно со всеми перевозчиками, каждый из которых несет ответственность за сохранность груза на своем участке пути. Контроль за всем процессом интермодальной перевозки ложится на плечи заказчика.

Как это работает на практике:

  • Владелец груза самостоятельно выбирает перевозчиков для каждого этапа маршрута. В таком случае можно выбрать перевозчика, подходящего по цене или доверию.
  • С каждым перевозчиком заключаются отдельные договоры и оформляются документы.
  • Каждый перевозчик составляет оптимальный маршрут на своем участке пути, в соответствии с пожеланиями заказчика.
  • Груз отправляется в путь и поочередно передается из одной транспортной компании в другую, пока не достигнет точки прибытия.

Плюсы интермодальных перевозок

  • Владелец груза сам выбирает подходящего перевозчика, это может быть как знакомый доверенный перевозчик или транспортные компании с меньшими ценами на доставку. В интермодальных перевозках у отправителя гораздо больше выбора и свободы действий.
  • Весь процесс доставки вы контролируете сами и можете отслеживать каждый ее этап. Это особенно актуально для тех, кто не может доверить весь процесс доставки другой компании.
  • Затраты на интермодальные перевозки, как правило, ниже, ведь вы сами выбираете выгодных перевозчиков.

Минусы интермодальных перевозок

  • В отличие от мультимодальных перевозок, клиенту самому нужно искать разных перевозчиков для каждого этапа, на что уходит больше времени. Разумеется, для одних клиентов это может быть плюсом, но для других — минусом.
  • С каждым перевозчиком нужно заключать отдельный договор, а это больше бюрократии и временных затрат.
  • Если груз был поврежден, будет сложнее определить, на каком этапе это произошло и кто из нескольких перевозчиков должен понести ответственность.
Интермодальные и мультимодальные перевозки

Сравнение интермодальных и мультимодальных перевозок

Параметр Мультимодальные Интермодальные
Количество договоров Один Несколько
Ответственность Один оператор Несколько операторов
Гибкость маршрута Ниже Выше
Принцип Одно предприятие, несколько перевозчиков Клиент сам выбирает перевозчиков
Сложность оформления Меньше Больше

Какие виды транспорта используются

  • Автомобильный транспорт — используется почти всегда, особенно на первом и последнем этапе маршрута. Чаще всего в грузоперевозках используются фуры, грузовики и рефрижераторы, в зависимости от типа продукции. В комбинированных перевозках автотранспорт служит связующим элементом от склада до основного транспорта (судна, поезда, самолета) и наоборот.
  • Железнодорожный транспорт — надежен и устойчив к погодным условиям. Доставка на нем осуществляется быстро и, как правило, без задержек. Подходит для крупногабаритных или тяжёлых грузов, а также для регулярной доставки по суше. В рамках интермодальных и мультимодальных перевозок бронируется один или несколько вагонов под груз, в некоторых случаях даже целый поезд.
  • Морской транспорт и авиация — применяются для самых дальних доставок в другие страны или континенты. Доставка по морю занимает достаточно много времени и не подходит для скоропортящейся продукции. Доставка по воздуху, напротив, довольно быстрая, однако обходится гораздо дороже. Выбор в данном случае прост: если время доставки не критично — выбирайте морской транспорт. Если же вы доставляете скоропортящуюся продукцию или горят сроки поставки — перевозка самолетом ваш выбор.

Грамотно скомбинировать транспортные средства и выстроить маршрут так, чтобы груз был в пути как можно меньше времени и не терял в качестве — это главная задача интермодальных и мультимодальных перевозок.

Получите 10 бесплатных доставок
Вы можете протестировать наши услуги

Получите до 10 бесплатных доставок в течении 1 рабочего дня до ваших клиентов в температурном режиме от -18 C° до +4 C°

Заполните форму ниже:
Специалист перезвонит вам в рабочее время, чтобы уточнить детали и составить предложение
Благов Виталий
Владимирович
Руководитель
отдела продаж